Время работы (МСК) 10:00 - 20:00, ПН-ВС
Телефон +7 499 390-6774

Депрессорно-диспергирующие присадки в дизельное топливо

В отличие от бензина, температура замерзания которого не менее –60℃, предельная температура фильтруемости дизельного топлива может составлять всего –5℃. Предельная температура фильтруемости (далее по тексту ПТФ) – самая высокая температура, при которой данный объем топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение определенного времени, во время охлаждения в стандартизованных условиях. Иными словами, при достижении ПТФ, топливо превращается в гель и не может пройти сквозь топливный фильтр автомобиля. Соответственно двигатель не запустится, пока топливо не отогреется и вновь не вернет текучесть.

Для летнего дизельного топлива значение ПТФ нормируется в ГОСТ 305-82 и составляет –5℃ (таблица 2 подпункта 2.2 пункта 2). Для зимнего и арктического дизельного топлива значение ПТФ не нормируется, однако в ГОСТ 305-82 представлены нормы температуры помутнения для зимнего дизельного топлива (–25℃ для умеренной климатической зоны и –35℃ для холодной), а также температуры застывания зимнего (–35℃ для умеренной климатической зоны и –45℃ для холодной) и арктического топлива (–55℃).

Значения температурных норм для летнего, зимнего и арктического топлива в ГОСТ 305-82
Рисунок 1. Значения температурных норм для летнего, зимнего и арктического топлива в ГОСТ 305-82

В случае если свойства реализуемого на АЗС дизельного топлива не соответствуют текущим температурным условиям, депрессорно-диспергирующая присадка позволит понизить ПТФ и температуру замерзания топлива, а также улучшить его текучесть и предотвратить выпадение парафинов в осадок.

Температура помутнения дизельного топлива – температура, при которой начинают кристаллизоваться парафины. Начало кристаллизации проявляется помутнением топлива. Далее кристаллы растут и при определенных размерах и концентрации образуют пространственную структуру. В результате этого процесса топливо теряет подвижность и плохо прокачивается через топливную магистраль и фильтры. Депрессорно-диспергирующая присадка не препятствует возникновению кристаллов парафина, а действует в качестве диспергатора парафинов путем уменьшения размеров парафиновых кристаллов. Кристаллы парафина в отсутствии поверхностно-активных веществ достаточно анизодиаметричны и представляют собой пластинки в среднем длиной 14-26 мкм, толщиной 0,1-0,2 мкм и шириной 2-3 мкм. Депрессорно-диспергирующая присадки на молекулярном уровне модифицируют кристаллы высших парафинов и предотвращают формирование когерентной решетки за счет уменьшения их анизодиаметричности, что позволяет снизить на 15-20℃ ПТФ и на 20-25℃ температуры замерзания дизельного топлива. Действие присадки не проявится, пока не начнут образовываться кристаллы, что объясняет отсутствие влияния депрессорно-диспергирующих присадок на температуру помутнения топлива.

Ниже представлены результаты измерения ПТФ базового дизельного топлива в присутствии депрессорно-диспергирующей присадки Keroflux 3501, проводившиеся на автоматическом аппарате по определению ПТФ модели HCP 842 фирмы Herzog.

Таблица 1. Результаты испытаний по определению ПТФ

Номер эксперимента Присадка Дозировка, ppm ПТФ, ℃
1 Keroflux 3501 150 –18
2 300 –25
3 450 –26
4 600 –27
5 750 –27
Зависимость ПТФ от дозировки присадки Kerofux 3501
Рисунок 2. Зависимость ПТФ от дозировки присадки Kerofux 3501

В ходе испытаний было установлено, что исследуемое топливо обладает высокой приемистостью к действию присадки. ПТФ базового топлива снижается на 18-20℃ в сравнении с исходными значениями при дозировках депрессорно-диспергирующей присадки 300-600 ppm (0,3-0,6 килограмма на 1 тонну топлива).

Процентное соотношение к дизельному топливу у всех депрессорно-диспергирующих присадок составляет от 0,01% до 0,1% (0,1-1 килограмм на 1 тонну топлива). Оптимальная дозировка введения депрессорно-диспергирующих присадок составляет от 0,03% до 0,06% (0,3-0,6 килограмма на 1 тонну топлива), что позволяет понизить ПТФ дизельного топлива примерно на 15℃, а температуру застывания на 20℃. При введении 1 килограмма присадки на тонну, ПТФ дизельного топлива понижается примерно на 20℃, а температуру застывания на 25℃. Дальнейшее повышение концентрации присадки не оказывает значительного влияния на ПТФ и температуру застывания дизельного топлива.

Чтобы получить консультацию по присадкам Миксент, свяжитесь с нами по телефону +7 499 390-6774 или E-mail: info@prisadkidt.ru.