В автомобилях с дизельным двигателем непосредственно топливо используется для смазывания трущихся деталей топливной системы (запорных игл форсунок, штифтов, плунжерных пар топливного насоса высокого давления, клапанов и пр.). Смазывающей способностью называется совокупность свойств топлива, влияющая на износ трущихся механизмов топливной системы. Для соответствия современным экологическим стандартам топливо проходит процедуру гидроочистки, результатом которой является не только низкое содержание серы, но и его недостаточная смазывающая способность. Это происходит за счет вымывания полярных молекул образующих граничный слой толщиной менее 1 мкм на трущихся парах топливной системы. Именно данный слой уменьшает силу трения и предотвращает износ при граничном трении деталей имеющих зазор равный 1-3 мкм.
В соответствии с государственным стандартом, смазывающая способность дизельного топлива определяется скорректированным диаметром пятна износа, которое должно составлять не более 460 мкм (рисунок 1, таблица 2 подпункта 5.2 пункта 5 ГОСТ Р 52368-2005 от сентября 2005). Испытания проводятся в соответствии с ГОСТ ISO 12156-1.
В соответствии с бюллетенем Всемирной Топливной Хартии, рекомендуется применение топлива с диаметром пятна износа не более 400 мкм (рисунок 2, стр. 61 шестого издания бюллетени от марта 2019). Рекомендации Хартии основаны на проведенных компанией BOSCH исследованиях, показавших, что при использовании топлива с диаметром пятна износа более 410 мкм, топливный насос высокого давления будет подвержен повышенному износу.
Основной компонент большинства смазывающих присадок – жирные кислоты талового масла, представляющего собой смесь органических соединений и являющегося продуктом обработки серной кислотой сульфатного мыла, получаемого в качестве побочного продукта при варке целлюлозы сульфатным способом. Жирные кислоты, являющиеся смесью ненасыщенных высших карбоновых кислот, обладают значительной поверхностной активностью, образуют прочные хемосорбционные слои на поверхности металла снижающие трение механизмов.
Противоизносные присадки на основе более дешевых жирных кислот растительных масел или более дорогих технических алкилсалициловых кислот используются значительно реже.
Проведенные в лабораторных условиях сравнительные испытания присадок, изготовленных на основе сложных эфиров карбоновых кислот и на основе высших карбоновых кислот, показали, что наибольшую эффективность имеют присадки, в состав которых входят высшие карбоновые кислоты (рисунок 3).Также представлены результаты испытаний противоизносных присадок на основе полимерного, полимерно-кислотного и кислотного типов (рисунок 4). При увеличении дозировки смазывающей присадки в топливе, происходит нелинейное уменьшение диаметра пятна износа.
Проведенные испытания показали, что присадки кислотного типа имеют наибольшую эффективность. Результаты испытаний (рисунки 1 и 2) взяты из книги «Современные дизельные топлива и присадки к ним», Т.Н. Митусова, Е.В. Полина, М.В. Калинина, Издательство «Техника», 2002 г.
Путем добавления промышленных противоизносных присадок, Российские нефтеперерабатывающие заводы (далее по тексту – НПЗ) доводят смазывающую способность до соответствующим стандартам значениям, как правило, до 459-430 мкм. Данные по качеству топлива можно посмотреть, попросив на автомобильной заправочной станции паспорт на дизельное топливо. В странах Европейского союза значение смазывающей способности доводят до 225-195 мкм. Самостоятельное введение противоизносной присадки в отечественное топливо позволит довести его качество до европейского. Розничные смазывающие присадки, как правило, разбавлены, потому их дозировка превышает дозировку промышленных присадок на порядок. Однако в розницу промышленные присадки практически не реализуются, так как производятся зарубежными и отечественными компаниями для НПЗ и крупных нефтебаз. Состав и эффективность большинства смазывающих присадок практически не отличаются. Качество каждой партии присадки проверяется при закупке в лабораториях НПЗ.
Смазывающие присадки не имеют негативного влияния на двигатель, топливную систему и сажевые фильтры. Не влияют на другие характеристики дизельных топлив, такие как устойчивость к окислению и цетановое число, температуру помутнения, температуру потери текучести и предельную температуру фильтруемости, не взаимодействует с индикаторами и маркерами использующимися в топливе. В отличие от двухтактного масла, в противоизносных присадках отсутствуют металлические примеси, засоряющие форсунки и образующие при сгорании сажу в двигателе.
Чтобы получить консультацию по присадкам Миксент, свяжитесь с нами по телефону +7 (499) 390-67-74 или E-mail: info@prisadkidt.ru.